ПИСЬМЕННЫЕ
ПАМЯТНИКИ
ВОСТОКА
Том 19, № 4 (51)
зима 2022
Журнал основан в 2004 году
Выходит 4 раза в год
Полный текст выпуска в формате PDF
ПУБЛИКАЦИИ.
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
Ю. А. Иоаннесян. «Путеводитель
растерянных» Сайида Казима Рашти. Перевод с арабского и персидского. Часть 3 — 5
Настоящая статья представляет собой продолжение публикации со вступлением и комментариями перевода части ценного сочинения одного из основоположников шейхизма, Сайида Казима Рашти, Далил ал-мутахаййирин («Путеводитель растерянных»). Сочинение датируется 1842 г. Перевод выполнен с арабского оригинала с привлечением двух персидских переводов.
Ключевые слова: шиитские школы, шейхизм, Сайид Казим Рашти
С. Х. Шомахмадов. Фрагмент
«Кшантивади-джатаки» из Сериндийского фонда ИВР РАН — 27
Статья посвящена анализу фрагмента санскритского текста «Кшантивади-джатаки» из собрания «Джатакамала» («Гирлянда джатак») Арья Шуры, хранящегося в Сериндийском фонде ИВР РАН (SI 2998/5). В статье дан палеографический обзор фрагмента, указаны особенности письма протошарада, которым зафиксирован текст фрагмента; сделан обоснованный вывод о том, что исследуемый фрагмент является частью некогда единой рукописи, отдельные фрагменты которой на сегодняшний день хранятся в различных рукописных собраниях мира, например, в Берлинском этнологическом музее. Проанализированы соответствия и различия между санскритской версией джатаки и ее палийским вариантом; отмечено, что в сюжет «Кшантивади-джатаки» инкорпорированы воззрения о «группе материи» (рупа-скандха) и сведения о йогической технике «отсечения привязанностей», что более отчетливо представлено в палийской версии джатаки. Статья содержит транслитерацию, перевод и комментарии текста фрагмента.
Ключевые слова: буддизм, джатаки, «Джатакамала», рукописи, палеография, протошарада, санскрит, Сериндия
ИССЛЕДОВАНИЯ.
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
А. Л. Хосроев. «Докетическая» христология в раннем христианстве — 39
Чтобы понять, как, откуда и когда возникла так называемая докетическая христология, которую во всем ее многообразии надежно засвидетельствовали прежде всего гностические тексты II–III вв., дошедшие по-коптски в переводах с греческого, автор, ранее проанализировавший синоптические евангелия (см. Ч. 1) и послания ап. Павла (см. Ч. 2.1; 2.2; 2.3), в этой части статьи обращает внимание на пассаж из Послания к колоссянам (1.15–20). Хотя этот отрывок (как, впрочем, и сочинение в целом) далеко не всеми признается принадлежащими перу самого апостола, нет сомнения в том, что мысль, там содержащаяся, оказалась ключевой для развития всей последующей христологии: мы имеем дело с первым раннехристианским высказыванием, в котором анонимный автор (предшественник апостола? его ближайший последователь?) по-новому представил природу Христа, который теперь выполняет не только сотериологическую, но и космологическую роль (участие в творении мира наравне с Богом); такое восприятие личности Христа (уже как божества) становится с этого времени господствующим. Продолжение см. в следующих номерах журнала.
Ключевые слова: Новый Завет, ап. Павел и его последователи, предсуществование, докетизм
Мэтью. Т. Капстейн. L’oubli des Russes: (Почти) забытая глава из истории востоковедения XIX в. — 58
Новаторское исследование истории буддийской мысли «Буддизм, его догматы, история и литература» (1857) выдающегося русского ученого, академика ИАН Василия Павловича Васильева (1818–1900) стало известно в научных кругах Европы благодаря превосходному немецкому переводу 1860 г., выполненному индологом Теодором Бенфеем (1809–1881). Именно в этом варианте сочинение Васильева более века служило на Западе одним из основных источников знаний о буддийской философии в ее тибетской передаче. Между тем оказались практически забыты не очень удачный французский перевод книги, выполненный Г.А. Ла Коммом (Париж, 1865), и связанные с ним споры. Настоящая статья посвящена современному французскому философу Роже-Полю Друа, который внес большой вклад в изучение истории освоения европейцами индийской и буддийской философии; в статье рассмотрены перипетии упомянутых споров и их место в картине восприятия на Западе шедевра Васильева.
Ключевые слова: Т. Бенфей, буддизм, В.П. Васильев, ориентализм
ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ.
ТЕКСТОЛОГИЯ, КОДИКОЛОГИЯ, ПАЛЕОГРАФИЯ, АРХЕОГРАФИЯ
И. Ф. Попова. Танский
император Тай-цзун об основоположниках династии Цзинь — 74
Тема управления государством всегда занимала важнейшее место в традиционной китайской идеологии. При этом бывали времена, когда она приобретала особую актуальность в связи с личной заинтересованностью монархов как можно убедительнее обосновать собственную легитимность. Так произошло и в царствование второго императора династии Тан Тай-цзуна (627–649) (Ли Ши-минь, 599–649), вошедшего в историю Китая как один из величайших правителей Поднебесной. К власти Тай-цзун пришел в результате политического переворота и долгое время ощущал ритуальную «неполноту» своей роли. Для обоснования своего значения он обращался к историческим примерам, в частности, к оценке роли императоров–основателей династии Цзинь (265–420), объединившей на недолгий период Китай после раздробленности Троецарствия (220–280)..
Ключевые слова: Династия Цзинь, танский Тай-цзун, император-основатель, цзиньский Сюань-ди, цзиньский У-ди
О. М. Чунакова. Согдийский фрагмент из Дуньхуанского фонда ИВР РАН — 85
В статье предлагаются публикация, перевод и интерпретация не изданного до настоящего времени двустороннего согдийского фрагмента ДХН 5966 из Дуньхуанского фонда ИВР РАН, который содержит прозаическое сочинение на стороне Verso и манихейский гимн на стороне Recto китайского свитка.
Ключевые слова: согдийские рукописи, манихейские сочинения, Дуньхуанский фонд Института восточных рукописей
М. А. Гизбулаев. Арабские географы X в. ал-Истахри и Ибн Хаукаль о Кабке — 93
В статье приводятся сведения по истории Кабка в X в. на основе перевода, комментирования и сделанного впервые в российской историографии сравнительного анализа выдержек, относящихся к истории народов Кавказа, из географических сочинений описательного плана ал-Истахри Китаб ал-масалик ва-л-мамалик («Книга путей и государств») и одноименного сочинения, написанного позже Ибн Хаукалем. Данные этих авторов о политических образованиях, Каспийском море, а также населенных пунктах Восточного Кавказа значительно дополняют авторов-предшественников. Установлено, что сведения о Кабке в двух главах «Армения, Арран, Азербайджан» и «Хазарское море» у ал-Истахри и ибн Хаукаля в целом совпадают, за исключением отдельных мест. Текст ибн Хаукаля значительно подробнее, чем у ал-Истахри. Также автором статьи были привлечены переводы отрывков из сочинений ал-Ис-тахри и Ибн Хаукаля, выполненные Н.А. Карауловым, которые содержат стилистические недостатки, а некоторые фрагменты из арабских текстов отсутствуют. Научная значимость данной исследовательской работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы в процессе дальнейших источниковедческих исследований при написании средневековой истории Кавказа.
Ключевые слова: ал-Истахри, ибн Хаукаль, Кабк, Китаб ал-масалик ва-л-мамалик, сравнительный анализ, арабская география, источниковедение, история Кавказа
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Е. В. Танонова. Юбилейный номер журнала «Письменные
памятники Востока» — 106
РЕЦЕНЗИИ
ИНДЕКС ППВ
IN MEMORIAM
Стари Джованни Энрико (Stary, Giovanni Enrico) (1946–2022) (Т. А. Пан) — 125