ПИСЬМЕННЫЕ
ПАМЯТНИКИ
ВОСТОКА
Том 18, № 2
(45)
лето 2021
Журнал основан в 2004 году
Выходит 4 раза в год
Полный текст выпуска в формате PDF
ПУБЛИКАЦИИ
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
А. А. Туранская. Об одном
тибетском ксилографе в коллекции тибетских текстов из Хара-Хото ИВР РАН — 5
Немногочисленные фрагменты тибетских рукописей и ксилографов из Хара-Хото, поступившие в Азиатский Музей
в результате Монголо-Сычуаньской экспедиции П.К. Козлова, вплоть
до недавнего момента оставались недостаточно изученными. В результате начатого исследователями ИВР РАН в
2018 г. проекта по каталогизации тибетских текстов из Хара-Хото было
выявлено не упоминавшееся в научной литературе ранее тибетcкое ксилографическое издание
текстов, посвященных бодхисаттве мудрости Манджушри. В настоящей статье представлено
краткое археографическое описание ксилографа, а также транслитерация и перевод сохранившихся фрагментов
текста.
Ключевые слова: тибетский ксилограф, тибетские тексты из Хара-Хото, «Манджушри-
нама-самгити»
ИССЛЕДОВАНИЯ
ИСТОРИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ФИЛОЛОГИЯ
А. Л. Хосроев. «Докетическая»
христология в раннем христианстве. Часть 2.2 — 24
Чтобы понять, как и откуда возникла так называемая докетическая христология, которая в
своем многообразии надежно засвидетельствована прежде всего гностическими текстами II–
III вв., дошедшими по-коптски в переводах с греческого, автор, пытаясь выяснить предпосылки
этого явления, продолжает (см. Ч. 2.1) анализировать послания ап. Павла и послания его
последователей. В этой части статьи рассматривается пассаж 1Кор 8.4–6 с целью выяснить
наличие или отсутствие в нем веры в предсуществование Христа; автор склоняется в пользу
второго ответа. Продолжение — в следующих номерах журнала.
Ключевые слова: Новый Завет, ап. Павел, предсуществование, докетизм
С. Л. Бурмистров. Понятие
сознания-сокровищницы в «Ланкаватара-сутре» — 36
Понятие сознания-сокровищницы впервые появляется в «Ланкаватара-сутре», начало формирования которой
относится к II–III вв., что позволяет говорить о возникновении этого понятия — одного из базовых в
учении школы йогачара — задолго до появления этой школы,
а возможно, и до появления исторически первой школы махаяны — мадхьямаки. Сознание-
сокровищница служит базисом для семи эмпирических сознаний, обозначаемых общим термином
pravṛtti-vijnāna, «разворачивающееся сознание». Достижение просветления означает
прекращение деятельности разворачивающегося сознания, тогда как сознание-сокровищница
сохраняется, освобожденное от реальных и потенциальных аффектов и кармически обусловленных диспозиций.
Учение о сознании-сокровищнице связывается в сутре с учением о трех
природах, из чего видно, что основные понятия учения йогачары представлены в сутре
полностью. Причинами возникновения разворачивающегося сознания являются: непонимание
истинной природы объектов сознания; аффективная привязанность к сансарическому миру;
собственная сущность сознания — различение субъекта и объектов; и влечение к формам, порождающее и
поддерживающее сансару.
Ключевые слова: религиозно-философские системы древней Индии, буддийские письменные
памятники, философия буддизма махаяны, школа йогачара, сознание-сокровищница, буддийская психология,
«Ланкаватара-сутра», Асанга, Абхидхарма
Токио Таката. Понятие
«современные топонимы» в рукописи «Записки о Западном крае эпохи Великой Тан» на тибетском языке —
51
Перевод памятника «Записки о Западном крае эпохи Великой Тан» на тибетский язык был
осуществлен монгольским ученым эпохи династии Цин (1644–1912) Гомбоджабом (Mgon-poskyab),
который взял за основу текст на китайском языке, входивший в состав Трипитаки (кит.
Дацзанцзин, другое название — «Драконов канон» Лунцзан), изданной по высочайшему повелению в годы
правления императора Цяньлуна (1736–1795). Хранящаяся в Университете
Отани (Япония) рукопись «Записок о Западном крае эпохи Великой Тан» на тибетском языке
содержит межстрочные пометки под названием «современные топонимы». Особого внимания
заслуживают топонимы Центральной Азии. В период создания памятника шло завоевание
Цяньлуном Джунгарии, вследствие чего знания китайского общества по географии этого региона обновились.
Предпринятое в данной статье исследование топонимов того времени выявило большое количество ошибок и
неточностей. Тибетский перевод дает исследователям
исторической географии региона крайне мало сведений, но позволяет составить представление
о тогдашнем уровне знаний китайского общества по географии Центральной Азии.
Ключевые слова: «Записки о Западном крае эпохи Великой Тан», перевод на тибетский
язык, Гомбоджаб, Центральная Азия, топонимы
ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
ТЕКСТОЛОГИЯ, КОДИКОЛОГИЯ, ПАЛЕОГРАФИЯ, АРХЕОГРАФИЯ
Петер Циме. «Внимайте
наставникам!» Древнеуйгурское восхваление Будды Майтреи — 64
В буддизме древних уйгуров культ Майтреи имеет особое значение. Широкое распространение в литературной
традиции получили тексты, восхваляющие этого Грядущего Будду. Большинство из них составлены в виде
аллитерированных четверостиший. Представленная статья
посвящена трем рукописным фрагментам, хранящимся в Сериндийском фонде Института восточных рукописей РАН
(ИВР РАН). Особый интерес представляют включенные в стихотворный текст отсылки, предположительно, к
китайскому чань-буддизму.
Ключевые слова: древнеуйгурский буддизм, поклонение Будде Майтрее, гимны, аллитерационные
стихи
Не Хунъинь. Тангутская
книга для начального чтения «Краткая коллекция Тай-цзуна» из коллекции ИВР РАН — 80
Ранее не расшифрованная рукопись (инв. № 5875), находящаяся в коллекции Института восточных рукописей
Российской академии наук, является тангутской версией книги для начального чтения. Китайский оригинал
должен был представлять собой достаточно разномастное
собрание аллюзий на древние сочинения и современных составителю народных мудростей.
Текст не имеет конкретного предмета описания и объединяет в себе различные литературные
стили — парные изречения и обычную прозу. Несмотря на то что китайский оригинал пока не
найден и рукопись полностью еще не расшифрована, в настоящей статье предпринята попытка
перевода отдельных рассказов, чтобы заложить основу для дальнейших исследований в этой
области.
Ключевые слова: тангуты, тангутский язык, книги для начального чтения, парные изречения,
народные афоризмы
КОЛЛЕКЦИИ И АРХИВЫ
Л. Н. Додхудоева. Уникальная
рукопись эпохи Шибанидов из фонда Центра письменного наследия Таджикистана — 114
Статья знакомит с результатами предварительного исследования уникального труда «Манакиб
ал-хулафа’» («Добродетели / Похвальные качества халифов»), составленного Кавам ад-Дином
Мухаммадом ал-Хусайни ал-Санауджиради ал-Зийаратгахи ал-Харави в 997/1588 г. Это —
ответ на протестное послание шиитов Герата, переживших осаду и взятие города войсками
суннитов — Шибанидов. «Манакиб» воссоздает ранний этап истории ислама до момента раскола, вызванного
разницей в понимании принципов передачи верховной политической власти
(выборный или наследственный), и раскрывает достоинства четырех праведных халифов. Как
неопровержимые доказательства превосходства суннизма над шиизмом в трактате приведены
фрагменты Корана и хадисы. Сочинение представляет яркий образец полемической литературы в ходе жесткой
идеологической борьбы двух ортодоксий — суннитской и шиитской, и содержит ценную информацию по
религиозной и политической истории Евразии в период предмодерна.
Ключевые слова: «Манакиб ал-хулафа’», рашидун, конфессионализация, прецеденты-
сабакат, «люди сунны и общины», шииты, неочингизиды
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Ю. А. Иоаннесян. Конференция
памяти О. Ф. Акимушкина (Санкт-Петербург, 17 февраля 2021 г.) — 133
РЕЦЕНЗИИ
Буддийская традиция тантр в Тибете /
Перевод с тибетского, предисловие, введение, глоссарий Р. Н. Крапивиной. — СПб.: Нестор-История,
2020 — 384 с. (Е. Ю. Харькова) — 140
Иоаннесян Ю. А. Бабизм:
Страницы истории, источники, вероучение. 2-е издание, исправленное и дополненное. — СПб.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — 388 с., ил. (В. Г. Литвинчук) — 144