Заказать обратный звонок!

Ознакомлен с политикой конфиденциальности

Russian Academy of Sciences

Institute of Oriental Manuscripts

ПИСЬМЕННЫЕ
ПАМЯТНИКИ
ВОСТОКА
Том 16, № 3 (38)
осень 2019

Журнал основан в 2004 году
Выходит 4 раза в год

Полный текст выпуска в формате PDF

ПУБЛИКАЦИИ

Биография наставника Чинпхё в «Сунских жизнеописаниях достойных монахов» (Сун гао сэн чжуань, X в.). Предисловие, публикация и примечания Ю. В. Болтач — 5
Корейский буддийский наставник Чинпхё (VIII в.) был последователем традиции «прояснения гаданием» — популярной среди ранних корейских буддистов религиозной практики. Его биография в «Сунских жизнеописаниях достойных монахов» (X в.) представляет собой ценный источник информации по раннесредневековым дальневосточным буддийским практикам. Сопоставление этого жизнеописания с легендами о Чинпхё в «Оставшихся сведениях [о] трех государствах» (XIII в.) и «Сутрой прояснения гаданием хорошего [и] плохого кармического воздаяния» (переведена на китайский в VI–VII вв.) позволяет предположить, что первоначально практика «прояснения гаданием» на Дальнем Востоке была более вариативной, чем предписывается в указанной сутре, и что предания о последователях этой традиции постфактум освящались авторитетом сутры и содержательно адаптировались к ней.
Ключевые слова: ранний корейский буддизм, наставник Чинпхё, «прояснение гаданием», «Сунские жизнеописания достойных монахов» (Сун гао сэн чжуань)

Купчая на раба из собрания Отдела рукописей РНБ. Предисловие, перевод с арабского и примечания Е. В. Гусаровой — 16
Статья посвящена работорговле, имевшей широкое распространение на Африканском Роге и прилегающих территориях по крайней мере вплоть до конца XIX в. Продажа рабов из этого региона засвидетельствована уже в глубокой древности, начиная с эпохи Нового Царства в Египте в середине II тыс. до н. э. На протяжении многих веков она представляла собой основную статью дохода нескольких государств, в первую очередь на территории современных Судана и Эфиопии. Масштабы работорговли напрямую зависели от военных конфликтов, разгоравшихся на этих территориях, но рабов добывали и в мирное время. До нас дошло множество свидетельств торговли людьми в Северо-Восточной Африке, в основном это путевые дневники путешественников, царские хроники, реже встречаются документы хозяйственного характера. Один из таких документов середины XIX в. был обнаружен в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Это двойная купчая на раба, составленная в Хартуме на арабском языке (русский перевод дается впервые). Покупатель — известный русский дипломат и горный инженер Е. П. Ковалевский.
Ключевые слова: Судан, Египет, Е. П. Ковалевский, купчая на раба, Нил, работорговля, золото, золотоискатели, горные инженеры

ИССЛЕДОВАНИЯ

А. Л. Хосроев. «Докетическая» христология в раннем христианстве. Часть 1 — 27
Отталкиваясь от нескольких пассажей в гностических текстах, в которых находятся далекие от единообразия образцы так называемой докетической христологии, т.е. представления о том, что земной Иисус и небесный Христос — это два разных лица и что крестные страдания претерпел лишь Иисус, в тело которого на время вселился Христос, покинувший это тело перед распятием, и, следовательно, страдания Христа были лишь кажущимися, мнимыми, автор пытается проследить возникновение этого представления, начиная с новозаветных сочинений (Ч. 1).
Ключевые слова: раннее христианство, Новый Завет, гностицизм, богословие, докетизм

Ю. А. Иоаннесян. Увещание Бабом «непокорного» Мирзы Йахйи на страницах Пандж Ша’н — 54
Статья посвящена некоторым новым обстоятельствам взаимоотношений основателя бабизма — Баба, и Мирзы Йахйи, будущего номинального главы бабидской общины после казни Баба, раскрывшимся в ходе недавнего исследования автором такого Писания Баба, как Пандж Ша’н. Обстоятельства эти относятся к напутствию Баба Мирзе Йахйе не препятствовать грядущему вслед за Бабом более великому, чем он сам, пророку — «Тому, кого явит Бог», а своевременно признать и поддержать его. Эти новые данные дополняют картину взаимоотношений между Бабом и Мирзой Йахйей и еще раз высвечивают то обстоятельство, что Баб не доверял Мирзе Йахйе и ожидал от него враждебных действий в отношении «Того, кого явит Бог», или как минимум допускал такую возможность. Последнее делает несостоятельными попытки некоторых авторов представить Мирзу Йахйю в образе «любимого ученика» Баба, «обласканного» своим учителем.
Ключевые слова: религия, бабизм, Баб, вера бахаи, Мирза Йахйа, Бахаулла

Е. П. Островская. Базовые черты буддийской личности — 59
Статья посвящена буддийской теории ментальных явлений (caitasika). Внимание автора сфокусировано на определениях благих фундаментальных дхарм (kuśala-mahābhūmika dharma), содержащихся в поздних экзегетических трактатах. Список этих ментальных явлений, включающий веру, прилежание, умиротворенность, невозмутимость, скромность, пристойность, неалчность, невраждебность, незлобивость, энергичность, рассматривается автором как совокупность базовых черт буддийской личности.
Ключевые слова: буддизм, поздние абхидхармические тексты, Васубандху, Асанга, Стхирамати, Яшомитра, определения благих фундаментальных дхарм

С. Л. Бурмистров. Категория страдания в буддизме и брахманистской философии — 70
Первая Благородная истина, провозглашенная Буддой, объявляет всякое бытие страданием. В этом отношении буддийская догматика не расходится с постулатами брахманистских религиозно-философских систем, признающих существование в сансаре принципиально неудовлетворительным. Преодоление страдания связывается с познанием истинной реальности — неизменной по определению, так как страдание и в буддизме, и в брахманистских системах ассоциируется с изменчивостью всего, что есть в эмпирическом мире. Антропологический пессимизм буддизма предполагает, что «естественный» человек преодолеть страдание и обрести просветление не может — для этого он должен радикально изменить свое эмпирическое я, раскрыв лежащее в его основе чистое, изначально просветленное сознание, в котором коренятся как аффекты — причина сансары, — так и возможность достижения нирваны.
Ключевые слова: религиозно-философская мысль древней и средневековой Индии, антропологический пессимизм, страдание, аффект, мадхьямака, йогачара, Нагарджуна, Асанга

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

К. Г. Маранджян. Об одной энциклопедии для повседневного использования из собрания ИВР РАН («„Хякунин иссю“. Онна манрё бако» — «„Сто стихотворений ста поэтов“. Шкатулка для женщин») — 85
В статье дается жанровая атрибуция одного ксилографа из японского рукописного собрания, который был включен в каталог, подготовленный группой японистов в 1963–1971 гг. В последние годы удалось установить, что ксилограф, озаглавленный «„Сто стихотворений ста поэтов“. Шкатулка для женщин», относится к популярному жанру «женских энциклопедий для повседневного использования».
Ключевые слова: энциклопедия для повседневного использования, руководство для женщин, «Антология ста поэтов», «Исэ моногатари»

КОЛЛЕКЦИИ И АРХИВЫ

Предыстория каталогизации рукописного собрания индолога И. П. Минаева в документах РНБ и материалах АВ ИВР РАН. Предисловие, публикация и примечания Т. В. Ермаковой — 95
Основатель российской индологической школы И. П. Минаев (1840–1890) известен как собиратель рукописного наследия религий Индии. Из трех путешествий по странам Южной и Юго-Восточной Азии, совершенных в период с 1874 по 1886 г., он привез в общей сложности более 300 разноязычных манускриптов, содержащих брахманические, буддийские и джайнские произведения. В 1891 г. племянница ученого В. П. Шнейдер, выполняя его волю, безвозмездно передала эту ценную коллекцию в Императорскую Публичную библиотеку (совр. Российская национальная библиотека), надеясь на незамедлительное составление ее каталога и открытие широкого доступа к собранным рукописям для российских и зарубежных исследователей. Предлагаемые вниманию читателя архивные материалы, хранящиеся в Отделе архивных документов Российской национальной библиотеки, проливают свет на многолетние поиски специалиста-индолога, готового заняться научным описанием коллекции И. П. Минаева. В Предисловии к публикации на основе материалов, обнаруженных в Архиве востоковедов ИВР РАН, характеризуется первичный этап изучения коллекции, связанный с именем С. Ф. Ольденбурга, и вклад Н. Д. Миронова в каталогизацию ее санскритской части. Все архивные материалы публикуются впервые.
Ключевые слова: история индологии, И. П. Минаев, коллекция индийских рукописей И. П. Минаева, Императорская Публичная библиотека, Отдел архивных документов Российской национальной библиотеки, Архив востоковедов ИВР РАН, С. Ф. Ольденбург, Н. Д. Миронов

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

И. В. Богданов. Конференция «Государство и право на Востоке: прошлое и настоящее». К 200-летию ИВР РАН (Санкт-Петербург, 12–13 ноября 2018 г.) — 109

С. М. Прозоров. Заседание Круглого стола «Ислам на территории бывшей Российской империи» (Санкт-Петербург, 28 ноября 2018 г.) — 115

И. В. Богданов. Конференция «История и культура Древнего Востока. К 90-летию со дня рождения М. А. Дандамаева (1928–2017)» (Санкт-Петербург, 10 декабря 2018 г.) — 137

О. М. Чунакова. Фрейманские чтения–2019 (Санкт-Петербург, 29 мая 2019 г.) — 141

РЕЦЕНЗИИ

Н. В. Козырева. Очерки истории Южной Месопотамии периода ранней древности (VII тыс. до н. э. — середина II тыс. до н. э.). СПб.: Контраст, 2016 — 552 с. (И. Н. Медведская) — 145